Cпілка археологів України

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Любое государство, как и народ его населяющий, веками создает богатства, именуемые духовно-культурным наследием. Спектр этого наследия огромен, в его состав входят все направления искусства и культуры, перечисление которых, займет не одну страницу. Но, есть среди состава одно важнейшее направление, которое, если сравнить с известной поговоркой «Встречают по одежке», становится визитной карточкой страны, ее столицы, других крупных и не очень, исторических и культурных центров. Это направление — архитектура. Ну, а коль зашла речь о «визитных карточках», то бесспорно, для прибывающих в такие города, ими являются железнодорожные вокзалы.

Скоро Евро — 2012, а это значит, что основной поток болельщиков будет прибывать в Украину автомобильным, воздушным и, конечно же, железнодорожным транспортом.

А что имеет Украина в области железнодорожной архитектуры? А имеет она, ни много, ни мало — целое ожерелье жемчужин данной архитектуры, которые являются не только визитными карточками, но и архитектурным украшением всей Украины.
Достаточно только одного взгляда на Харьковский железнодорожный вокзал, чтобы понять — это не просто украшение или «визитка» города, это шедевр.

Других слов и не найдешь

И, не менее, красочные слова, можно произнести в адрес Киевского (старого), Львовского, Черниговского, Симферопольского, впрочем, как и ряда других вокзалов Украины. Нет смысла много говорить, рассказывать и расписывать. Лучше, как говорится, раз увидеть.

Киев, Львов, Чернигов, Симферополь

Не буду занимать время читателя перечислением и других не менее изящных и замечательных фундаментальных строений, которыми гордится и Украина, и ее железная дорога.
Вроде было бравурное начало. К чему ж такое скорбное название у статьи «Архитектура — как способ борьбы с историей». А к тому, что не о красотах имеемых (или еще имеемых) пойдет речь, а о том, что утрачено навсегда. Причем утрачено скрытно от общества и с привязкой «сделано в связи с постоянной заботой о быте и благе украинского народа».
Совсем недавно в любом справочнике исторических мест, городов и сел Украины, при упоминании крупного железнодорожного узла и районного центра Фастов, можно было прочитать, что-то вроде: «В этом городе, наверное, бывал каждый, кто направлялся по железной дороге из Чернигова или Киева в Западную Украину. Но только проездом, поскольку большинство поездов, идущих в сторону Львова, Ужгорода, Каменца-Подольского, Винницы, проходит именно через Фастов. Сегодня Фастов — это еще и одна из важнейших узловых пригородных станций Юго-Западной железной дороги, отсюда поезда идут в четырех направлениях — Киев, Казатин, Мироновку и Житомир. С первых дней существования железнодорожного сообщения, настоящими дворцами стали вокзалы в Жмеринке, Казатине, особенно, Фастове. Но, даже с открытием беспересадочных экспрессов, а также сокращением пригородного железнодорожного движения эти дворцы на узловых станциях все же остаются востребованными. А вокзал Фастова, пожалуй, чемпион Украины по концентрации исторических событий. На заглавной фотографии представлен нынешний вокзал Фастова, выстроенный после войны в классическом сталинском стиле. Кстати, это один из крупнейших, если не самый большой сталинский вокзал Украины. Давайте вспомним, каким был вокзал Фастова до войны - выстроенный вскоре после открытия в 1870-м году движения из Балты в Киев». Ну, что ж. Давайте вспомним.

Таким был Фастовский вокзал со времен своего открытия до 1941 года

Таким его увидели советские воины после освобождения города

Таким красавцем — железнодорожным дворцом, он был в послевоенное время

С обязательной башней,
с таким же обязательным атрибутом,
как часы на ней

С классическим оформлением и просторными залами ожидания

И каким же он стал сегодня, спросит читатель? Да никаким! Нет больше знаменитого фастовского вокзала, вошедшего в историю еще со времен русско-турецкой войны 1877—1878 годов, когда стал он не только узловой станцией, но и принимающим перевалочным госпиталем. Нет больше вокзала, которым гордился Александр II и будущий премьер Российской империи и почетный киевлянин Сергей Юльевич Витте. Нет вокзала, в котором собрались участники подписания «Вечной и соборной Украины» и в котором был штаб Украинской Красной Гвардии.
Увы! Все это было, как в той известной песне в исполнении Олега Анофриева, с такими приятными словами «Это было недавно, это было давно…»

А ведь действительно, это было недавно, это было давно… Пока не появилось желание у руководителей сделать так, чтобы вокзал, являвшийся украшением Фастова и всего участка старейшей в Украине дороги, был уничтожен во имя … 20-летия независимости.
А решения, хотя и некоторые, и не самые судьбоносные, выполняются у нас по-военному «беспрекословно, точно и в срок».
Вот и появились в срок на вокзале исполнительные ребята с бульдозерами, экскаваторами и прочей техникой, столь нужной на украинских дорогах, чтобы сделать это…

Вокзал умирал два месяца. Сначала с залов ожидания исчезли лотки с пирожками и водкой на розлив (не эстетично, но…), затем вынесли киоск с газетами, где всегда продавалось расписание поездов и железнодорожные календарики (сегодня такое и не предусмотрено в «стеклянном аквариуме», как называют новый вокзал фастовчане, это все передано в частные руки вагонобродящих). Потом закрылся привокзальный ресторан — место сбора вокзального и иного бомонда. Со временем вынесли камеры хранения (надежные, как наш советский быт). А еще потом, все остальное, что мешало… При этом велось, т. е. «одномоментно», строительство нового вокзала. И вот наступил долгожданный август 2011-го, т. е. День Подарка Фастову к юбилею державы, на что сами жители отреагировали емко и точно: «Какой же новый вокзал страшный. По идее можно было отреставрировать старый, он был любим нами, он наша гордость. Но на строительстве и сносе всегда «пиариться» лучше, чем на банальном ремонте или на восстановлении прекрасного».
В принципе, как издавна повелось, все новое, это, что вполне логично, однозначно лучше, чем старое. Ведь общество и уровень его жизненных требований, из века в век возрастают. Нужно, по идее, только радоваться тому, что хоть где-то, в чем-то, как-то, идет прогресс в ногу со временем. Но, когда появляется «такое», о чем с болью и горечью говорят фастовчане, то мысль только одна: новорожденный вокзал, не только не имеет вида и претензий на прогрессию, а похоже он скорее, на тело с ампутированными конечностями, которое и пытаются представить новизной творческой мысли и инженерно-архитектурного шедевра.

Вот и весь «шедевр» — огромное гуляющее полотно осиротевших платформ, отсутствие всякой перспективы на появление того комплекса услуг, которые были в старом и надежном вокзале и ощущение того, что нас просто обокрали, когда использовали архитектуру, как орудие против истории.
Почему, как орудие против истории? Поясню. Если у читателя, который попал в Киев по своим личным или иным делам, появится время, то, советую, не тратьте вы его на посещение «майданов» (ведь у нас их много – на одних ругают, на других гуляют, на третьих — поют), а пройдитесь по старому Киеву, по улочкам и мостовым, помнящим Пушкина, Гоголя, Шевченко, Ахматову, Булгакова, Куприна, да много кого еще, кто считал за честь побывать в южной культурной столице.
А еще попытайтесь вдохнуть в себя ту киевскую ауру истории, которая создавалась целой плеядой выдающихся деятелей прошлого.
Там, где находится киевская национальная опера, на здании Юго-Западной железной дороги вы сможете увидеть мемориальную доску выдающегося человека своей эпохи — Сергея Юльевича Витте, которая гласит:
«С.Ю. Витте 1849—1915 известный государственный деятель (так и написано «відомий», а не «видатний», хотя, последнее было бы более правильным). Руководитель Юго-Западной железной дороги 1880—1888 гг., министр путей сообщения, министр финансов». Даже его премьерство забыли. Да, ладно. Как говорится, и на том, спасибо.

Но не стоит забывать, что это именно его стараниями, развивалась сеть российских железных дорог, это его стараниями все (за исключением фастовского) вокзалы до сих пор остаются дворцами железных дорог. Это он говорил о том, что с дальнейшим развитием железнодорожного транспорта возникнут осложнения, когда вокзалов, депо, городков железнодорожников, будет не хватать, а значит, придется еще и еще строить.
Акцентирую внимание на последнем: «придется еще и еще строить». Вот суть вопроса — строить, а не разрушать. Да и пример умного и разумного есть в той же нашей столице. Настала пора расширять киевский вокзал, вот и вспомнили рекомендации Витте.

И старый корпус «железнодорожного дворца» сохранили, и новый «Южный» построили, да так, что один другому не мешает, а лишь дополняет историю новыми технологическими архитектурными решениями и рациональной разгрузкой.
Но, если в этом аспекте провести параллель с Фастовом, то возникает ощущение, что Украина — это не одна страна, как и не одна мысль о ней, что в Украине уживается все то, что противостоит одно другому в одном и том же вопросе. По этой причине и стал Фастов «сиротинушкой», поскольку лишился своего главного козыря-красавца. Лишь старый вагон, напоминает нам о том, что рядом, еще вчера стоял могучий исполин, на который смотрели еще полтора столетия назад с завистью и очарованием.
И так получается, что, попав на вокзал Фастова, ты видишь только «одно», выделяемое на безлюдном фоне общей дорожной и пристанционной серости, только один элемент внимания — этот вагон. «Стоп машина!», говорю я сам себе, по старой флотской привычке. А не в нем ли причина?!
Юмористы в таких случаях говорят «надо пораскинуть мозгами», а моряки «включай мозги, пока не поздно». Что это за вагон, знает каждый украинский школьник, поэтому, без комментариев.
Действительно, Фастов можно и нужно считать «столицей» объединенной Украины, где и был подписан пресловутый «Акт Злуки», но где? Одни историки говорят, что именно в вагоне, причем этом. Другие, что в самом зале вокзала, а в вагон зашли, чтобы, ну это, погреться и закусить, дабы простой люд не особо видел, как никак, а время было суровое, злое и голодное. Третьи вообще считают, что Фастовский вокзал был выбран совсем неслучайно, ведь если что не так, то как в известном советском шлягере: «Сяду в быстрый поезд, самый быстрый поезд я…».
Словом, такой факт имел место, только интерпретации самые разные, за исключением только одного главного героя — вокзала Фастова.
Вот я и думаю, что все связанное с уничтожением (извините, не так выразился — «полной перестройкой») фастовского вокзала было сделано так, чтобы уничтожить дух настоящего патриота Одесской и Юго-Западной железной дороги Сергея Витте; чтобы не вспоминали мы профессора медицины и почетного чиновника путей сообщения, известного хирурга Караваева; чтобы поменьше задавали вопросов, а кто такой Клавдий Немешаев и что за станция такая «Немешаево» и «Клавдиево»; чтобы забыли мы о создании крупнейшей в Российской империи железной дороги с ее крупным центром Фастовом, чтобы…
Да чтобы забыли мы слова Сергея Витте о том, что более века назад Киев действительно был культурной столицей. И слова его подтверждающие были такими: «Во всяком случае, в те времена в Киеве было гораздо больше известных научных имен, нежели в настоящее время…».
А теперь, мы, исходя из современного политического словаря «Маємо, що маємо», или, как в том простейшем анекдоте советского периода – нет вокзала, нет проблем. Зато есть «аквариум» с самым минимумом комфорта, и есть вагон, о котором еще в 1925-м сказал наш замечательный юморист Павел Михайлович Губенко (он же — Остап Вишня): «У вагоні Директорія, під вагоном — територія» намекая этим на то, что данный вагон и есть единственная в мире столица на колесах. Ведь это и есть правда истории, где, в бесславном пути на запад останавливался вагон Петлюры, там, на полустанке или станции и появлялась очередная столица Украины.
Да, забываем мы про историю и круги ее поворотные. Не любят вспоминать у нас, что и фарс она может преподнести, и трагедию тоже.
Но, не стоит забывать о том, что есть народная мудрость, которая, в том числе и для утерянного фастовского вокзала говорит: «Вагончик тронется, перрон останется…». У нас же, все на оборот, вагон остался. А вокзала, носителя истории полутора веков, нет…
А может совсем неслучайно стоит на «запасных путях», нет, не бронепоезд, а вагончик, ведь все может быть. И может так статься. Что понадобится он тем, кто разрушил фастовский вокзал «в интересах и чаяниях народа».

Пошук

Контакти

spilka.arch.ukraine@gmail.com
Ми в соцмережах

Поточний проєкт Спілки

Сплата членських внесків

Корпоративна карта Приватбанку для сплати внесків 4246 0010 6613 5355
Детальніше

Інтернет-ресурси

Книги за Македония
Література з історії та етнографії Болгарії й Македонії.

YouTube-канал "Твоя підпільна гуманітарка"
Цей проєкт не є власне історичним, а розглядає ширше коло гуманітарних питань. Та для тих, хто прагне вивчати історію в ширшому контексті, — неабияка знахідка, адже тут і про розвиток української мови, літератури, культури в найрізноманітніших проявах.

WAS: Популярна історія
Цей ресурс створений для розвінчання міфів, що світом править містика, щось надприродне та паранормальне. Автори доводять, що історію роблять люди, котрі не завжди чинять правильно та логічно, а ми через віки намагаємося їх зрозуміти. Канал «WAS: Популярна історія» розповідає про маловідомі історії, яскравих персонажів, важливі події.

Сайт "Историческая библиотека"
Великий обсяг літератури з археології в html-форматі.

Історичний вебінар \ Historical Webinar
Канал презентує тематичні доповіді фахових істориків, конференції, огляд книжок та історичних фільмів, що висвітлюють, насамперед, різні періоди історії України, Польщі, РФ, інших держав Центральної та Східної Європи, питання українсько-польських, українсько-білоруських та українсько-російських взаємин.

Ви знаходитесь тут: Новини Охорона археологічної спадщини Сергей Смолянников. АРХИТЕКТУРА — КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С ИСТОРИЕЙ